Рецензия: «Богемская рапсодия». Факты и мифы из жизни Фредди Меркьюри ****

0
9

Биографическая драма «Богемская рапсодия» выйдет в российский прокат 1 ноября 2018 года. Режиссёр: Брайан Сингер. В ролях: Рами Малек, Люси Бойнтон, Джозеф Маццелло.

Фарух Булсара вкалывает грузчиком в аэропорту Хитроу, а по вечерам, к неудовольствию педантичного отца, ходит в местный бар на концерты группы Smile. Однажды после не самого удачного выступления команда остается без вокалиста, и парень, не мудрствуя лукаво, предлагает на вакантное место себя. Согласившись, музыканты не прогадали. Фарух быстро вывел группу на профессиональный уровень, дал ей звучное название Queen, а себе взял новое имя – Фредди Меркьюри.

Испытание деньгами и славой рокеры прошли более-менее благополучно. Они не перестали воспринимать свою группу как семью, по-прежнему решали вопросы коллегиально, вместе работали над сочинением песен и делили гонорары поровну. Тем не менее, в какой-то момент дестабилизирующими факторами стали музыкальные менеджеры, стремящиеся рассорить музыкантов, и Фредди Меркьюри, обнаруживший у себя бисексуальные наклонности и чересчур увлекшийся бурными вечеринками в своем огромном особняке.

«Богемскую рапсодию» вряд ли можно назвать авторизованной кинобиографией Queen, однако участники группы все-таки приложили руку к её созданию. Это даже послужило причиной увольнения исполнителя роли Меркьюри Саши Барона Коэна, который, по мнению гитариста коллектива Брайана Мэя, замкнул на своем герое все повествование и не позволил уделить должного внимания остальным «квинам». Заменивший его Рами Малек деликатно потеснился, очень точно скопировал кошачьи сценические повадки Фредди, но не добился полного портретного сходства со своим героем.

Вместить в 134-минутный хронометраж 20-летнюю историю группы – задача непосильная, поэтому в «Богемской рапсодии» немало пробелов и смещений временных пластов. Ранний период существования Queen показан излишне бегло, из-за чего создается превратное впечатление, что у неопытных музыкантов все получалось, как по мановению волшебной палочки. С одной стороны, это, конечно же, неправда – стоит вспомнить, с каким трудом «квины», например, покоряли Америку. С другой – Queen считается первой «большой» группой в истории мирового рока, все участники которой имели высшее образование, поэтому откровенных промахов они действительно не позволяли себе даже по молодости.

О музыкальных достижениях Queen фильм дает исчерпывающее представление. Как-никак, здесь звучат 22 песни, которые могли бы составить полноценную концертную программу. Правда, в фильме они идут преимущественно фоном, в виде коротеньких фрагментов. Удачным кажется выбор именно «Богемской рапсодии» как «смыслообразующей» песни группы, поскольку именно она перевернула все расхожие представления о радиоформате, дала толчок популярности видеоклипов в мировой музыкальной индустрии и была в результате признана лучшей песней тысячелетия. В фильме достоверно и подробно изображены перипетии ее записи, среди которых – мучения барабанщика Queen Роджера Тейлора, спевшего бесчисленное количество аномально высоких вокальных дублей, и истершаяся в процессе этих сессий магнитофонная пленка.

Бросающиеся в глаза разночтения с реальными фактами объясняются, главным образом, необходимостью как-то спрессовать и унифицировать большие временные отрезки. История знакомства экранного Фредди с остальными участниками группы и со своей возлюбленной Мэри Остин расходится с реальными биографическими фактами певца. Гомосексуальность Меркьюри затронута по касательной, а откровенных сцен в фильме попросту нет, что может объясняться недостатком жареных фактов, которые серьезные исследователи Queen все чаще опровергают. Правда, показанные в «Богемской рапсодии» наркотические эксперименты Меркьюри также не находят подтверждения в авторитетных биографических источниках о нем.

Чрезмерной драматизации в фильме подвергнута история выступления Queen на грандиозном благотворительном фестивале Live Aids в 1985 году. Все самые острые конфликты между согруппниками почему-то вертятся вокруг этого 20-минутного сета, который к тому же показан в «Богемской рапсодии» практически целиком. Сообщение Фредди Меркьюри музыкантам о своем смертельном диагнозе также «приурочено» в фильме к этому событию, хотя в действительности СПИДом Меркьюри заболел в 1987-м и рассказал об этом Мэю уже незадолго до своей смерти.

Самое главное, что любить Фредди Меркьюри после этого фильма мы стали чуточку больше, а, значит, все получилось.

Денис Ступников,InterMedia

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here