Рецензия: «Мумий Тролль» — «Морская.20 Live» ****, «Вечерний чай» ***

0
3

2018, «Мумий Тролль»

«Мумий Тролль» вроде бы не очень похож на ветеранскую группу, живущую от юбилея к юбилею. Но 50-летие своего лидера Ильи Лагутенко всё-таки нужно было как-то отметить, тем более что оно совпало с 35-летием группы «Муми-Тролль». Да, коллектив, впоследствии ставший «Мумий Троллем», был основан в день 15-летия Ильи; признаться, немногие школьные ансамбли добиваются того, чего удалось достичь Лагутенко и Ко. В итоге в день этих славных юбилеев «Мумий Тролль» выпустил два сборника — «Морская.20», концертную версию первого и главного альбома группы, записанную на праздновании 20-летия пластинки, и «Вечерний чай» с подзаголовком «Без симфонического оркестра» — запись акустического концерта для MTV.

Альбомы, конечно, дают повод оглянуться на творческую биографию «Мумий Тролля». В конце 90-х это была самая популярная группа страны, а сейчас — одна из многих и, пожалуй, уже даже не в первой десятке. Любопытно, что своих самых гигантских успехов Лагутенко и «МТ», предложив очень необычный, довольно странный для тех лет музыкальный продукт. Кто сейчас собирает самые большие площадки? Сергей Шнуров, постмодернистски пародирующий всё и вся, предлагающий зрителям максимум любимых жанров (от рэпа до шансона) в рамках одного концерта. Всё чертовски изменилось за двадцать лет — ведь «Мумий Тролль», наоборот, привлекал тем, что не был похож ни на что привычное. Зрители и критики силились придумать стилистическое определение происходящему — на помощь пришёл Илья Лагутенко, предложивший неказистый и дурацкий термин «рокапопс», который почему-то всех устроил.

Это дух путешественников-первооткрывателей с годами никуда не делся: Илье по-прежнему интереснее придумывать новое, чем исполнять старое. Как у любой зрелой группы, это становится серьёзным противоречием, ведь публика хочет старые хиты. Иногда музыканту приходится идти у неё на поводу, устраивая юбилейные концерты в честь, например, 20-летия «Морской». Во время подготовки конфликт интересов усугубляется: зритель готовится услышать старые песни в привычном виде, группа репетирует новые версии. На концерте классические хиты, естественно, всех примиряют, но на записи нельзя не услышать, что рока в теперешних вариантах песен гораздо больше, чем попса. Заметно также, что за столько лет песни с главного альбома Илью Игоревичу изрядно утомили: и без того театрализованные моменты вроде «улала» и «на крючок» он пропевает ещё более утрированно — публика, впрочем, всё равно была счастлива, да и слушателям диска радости достанется немало.

«Вечерний чай» более сложная история. Ремарка «без симфонического оркестра» одновременно и критикует моду записывать рок-песни с оркестрами, и намекает на то, что в нынешнем составе «МТ» каждый стоит небольшого оркестра. Для акустического сета были отобраны треки с разных пластинок, и даже энергичные хиты вроде «Владивосток 2000» прозвучали камерно. В итоге «Вечерний чай» — это скорее альбом для пытливых меломанов, тогда как «Морская.20» даёт возможность почувстовать себя буйным фанатом.

Алексей Мажаев, InterMedia

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here